Московский театр кукол во время Великой Отечественной войны
Куклы и война – казалось бы, странное, противоречивое сочетание. Но только на первый взгляд. К началу Второй мировой войны в СССР работало более 60 крупных государственных театров кукол. Экстремальные условия побудили эти театры обратиться к испытанному жанру короткого агитационного спектакля, хлёсткого политического памфлета. Одновременно в театрах кукол продолжали создаваться и спектакли для детей.
Во время Великой Отечественной войны Московский театр кукол выступал с антифашистскими программами в госпиталях, агитпунктах, частях действующей армии. Режиссёр Николай Михайлович Савин, руководивший в то время театром, вспоминал, что уже «через неделю после объявления войны театр сдавал первую концертную программу». Ведущий артист театра С.И.Задонин сформировал фронтовую бригаду, куда вошли актеры театра: Н.В.Сазонова, Мартынова, В.Н.Распопов, М.В.Глотов. В конце августа 1941 года эта бригада выехала на фронт, а в сентябре вся группа попала в окружение и погибла.
23 октября 1941 года большая часть коллектива театра была эвакуирована в Самарканд, там артисты играли для детей спектакли-сказки, а для формировавшихся частей Красной Армии – кукольные сатирические скетчи. В Москве же работали два оставшихся актёра и музыкант, к которым вскоре присоединились несколько актёров из драматических театров, а затем часть труппы театра, вернувшаяся из Ростова. Нужно было создать репертуар, который «также сильно бил по врагу, как и штык советского солдата», поддерживал в бойцах уверенность в победе.
Творческий коллектив под руководством М.М.Гагариной и Д.А.Скворцова принялся за создание концертной программы. За короткий срок были поставлены спектакли «Сон в руку» Л.Ленча, «Наоборот» М.Рудина и несколько концертных эстрадных номеров. Театр выступал в госпиталях, призывных пунктах, воинских частях Москвы и Подмосковья. Несмотря на частые сигналы воздушной тревоги, актёры театра продолжали репетировать и делать декорации для выездных представлений. Солдаты на передовой должны быть уверены, что Москва жива, что жители не покинули её. Эту уверенность поддерживали в бойцах артисты московских театров, выступающие на передовых с концертами.
Артисты театра, как и многие москвичи, выезжали на работы по созданию ближней линии обороны столицы: рыли противотанковые рвы, окопы и траншеи, ставили заградительные сооружения. Результатом этой работы стала не только усиленная линия обороны, но и рождение нового кукольного номера «Подмосковные частушки», автором которого стал весь творческий коллектив театра.
Вдохновлённый началом партизанского движения, Д.А.Скворцов написал пьесу «В тылу врага» для детей среднего и старшего школьного возраста, пьесу о борьбе их сверстников с немецкими оккупантами. Спектакль имел большой успех у юных зрителей. В дневниках фронтовых концертных бригад часто встречаются упоминания о концертах в освобожденных от немцев населённых пунктах: «…на окраине ещё идет бой, а в центре, в наиболее уцелевшем и подходящем для этого здании, уже идёт концерт».
Режиссёр Д.А.Скворцов в сжатые сроки ставит спектакль «Сон в руку» Л.Ленча, где в сатирической форме предостерегает Гитлера в его тревожном сне от неизбежного поражения на русской земле.
Гитлеру снятся Наполеон, немецкие оккупанты 1918 года – все те, кто испытал на собственной шкуре силу русского оружия. В спектакле «Сон Гитлера» Л.Ленча зрители-солдаты смотрели, как мечется в кошмарном сне кукла-Гитлер, как перед ним возникают призраки других захватчиков – Крестоносца, Хана Мамая, Наполеона. «Я болен?» – спрашивал у призраков Гитлер. «Болен, батюшка. Со здоровой головы на русских не кинешься», – отвечает ему хан Мамай, а Наполеон соболезновал: «24 июня 1812 года я пошёл на Москву, и русские разбили меня, а я всё-таки был гений…».
За небольшой период времени труппа Первого Московского театра кукол дала 65 выездных концертов, выступления артистов посмотрело более 46 тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Артисты получили огромное количество отзывов и благодарностей от зрителей.
Приближался Новый 1942 год и школьные каникулы. В считанные дни были восстановлены два спектакля: «Гусёнок» и «Басни Крылова», начались репетиции новогодних выступлений. За 12 дней зимних каникул театр дал 38 выступлений для 20 тысяч зрителей всех возрастов, артистов принимали с любовью и в Колонном зале, и в кинотеатре «Ударник», и в бомбоубежищах Москвы. Такой сплоченной и плодотворной работы театр не видел на протяжении всей своей 12-летней истории.
С 1942 по 1944 годы театром руководил Евгений Сергеевич Деммени. Московские артисты работали вместе с эвакуированной из блокадного Ленинграда труппой Ленинградского театра марионеток. В репертуар театра вошли спектакли «Наш цирк», «Конёк-Горбунок», «Дудочка», оперетта М.Гольфмана «Заклинание дьявола». В 1944 году Е.Деммени со своими актерами вернулся в Ленинград, а части Первого Московского театра кукол вновь воссоединились и продолжили работу под руководством режиссёра Н.Савина.