Каждая новая книга Бориса Голдовского – настоящее событие в мире театра кукол. Так и на презентации фундаментального труда «Театры кукол в России XV–XXI вв.» в фойе МТК не было свободных мест. Кукольники со всей Москвы и из других городов собрались, чтобы первыми получить издание, только вышедшее из печати в издательстве «Артист. Режиссер. Театр». Встретили новую книгу в компании дорогих друзей и коллег!
На встрече были раскуплены все экземпляры, приготовленные для презентации. Уже ждём нового завоза от издательства, чтобы книгу можно было купить прямо в театре.
Мы знаем, что не у всех была возможность попасть вчера на презентацию, поэтому оставим здесь часть выступлений спикеров – людей, непосредственно участвовавших в выходе книги в свет.
Борис Голдовский, художественный руководитель МТК, автор книги:
Книга получилась почти случайно: Бахрушинский музей обратился ко мне с просьбой сделать большую книгу об истории всемирного театра кукол, на всё дали один год. Это было почти невозможно, поэтому я в это дело и ввязался. Книгу я написал – получился двухтомник на 2500 страниц –, за что очень благодарен музею Бахрушина, но на её издание у них, к сожалению, не оказалось денег.
И тогда я написал Татьяне Степанян – ведь в рукописи, помимо истории театра кукол Африки, Австралии и других частей света, была история отдельного «материка» – России, с огромным количеством театров, областей и республик. И, к радости, получил от Татьяны Игоревны положительный ответ. Отдельную книгу про историю театра кукол в России я решил сделать по принципу китайской шкатулки. Так, первая ее часть – взгляд словно из космоса, охватывающий несколько веков сразу.
Вторая часть посвящена персоналиям – это несколько сотен имён, начиная от Алексея Михайловича Тишайшего. В каждой биографии уже заключена история театра кукол, целый микрокосмос. Передо мной была сложная задача: несколько тысяч людей, и очень жаль, что вместить всех было невозможно. Третья часть – список ныне действующих театров кукол – государственных и частных. А заключительная часть шкатулки – библиография, но не этой книжки, а всех работ о российском театре кукол. Её важно прочитать и знать, чтобы не допускать простых ошибок.

Маргарита Есенкова, дизайнер МТК, художник книги:
Театр с точки зрения дизайна – тема непростая: он многолик и многогранен, сложно весь театр объединить под одну обложку. Но когда Борис Павлович сказал, что эта книга не только про театр, но и про время, то я озадачилась. Что такое время в театре, а в театре кукол? Поскольку книги и их история, не побоюсь этого слова, моя жизнь, свои решения я пытаюсь искать в глубине времен. А 15-й век – это период книгопечатания, когда Иоганном Гутенбергом был произведен печатный станок, там я и стала искать образ. И вспомнила про маникулы – рисунок руки в указующем жесте, они выполняли сигнальные функции.
Меня всегда озадачивает, когда сегодняшний дизайн воспринимают исключительно как нечто современное. Во внешнем оформлении этой книги нет ничего современного – у всего есть глубокие корни и происхождение. Мне очень нравится, что в обложке получилась метафора игры – времени и истории. Обычно на обратной стороне книг размещают фото автора, аннотацию, здесь же – рука в латах, отсылающая к старинным сказаниям. А спереди – рука современная, в пиджаке. Сама обложка говорит про время.

Татьяна Степанян, директор издательства СТД «Артист. Режиссер. Театр»:
Эта книга – плод большой любви. Во-первых, любви Бориса Павловича к театру. Он обладает уникальным свойством – любит не себя, а людей в искусстве: людей разных, всех, кто причастен к театру кукол. Потому глава с персоналиями для меня особенно важна – это любовь к людям, желание перечислить каждого поимённо. Это и наша издательская любовь к Борису Павловичу с безграничным доверием. Оно возникает, когда ты смотришь на мир и на театр одними глазами – мы доверяем его пожеланиям, а он – нашему желанию издавать книги.
И наконец – обложка, это вообще моё любимое место в книгоиздании. Марго с её невероятной влюблённостью в профессию, в книгу – наше новое приобретение. Мы вообще собираем вокруг себя людей влюблённых. И ещё – вот уже несколько дней мы занимаемся только тем, что упаковываем и рассылаем эти книги по всей стране. Самое приятное, что их заказывают не только театры и театральные деятели, но и отдельные люди, просто читатели. Честно сказать, была потрясена, не ожидала такого успеха.
После презентации выстроилась большая очередь из желающих получить автограф Бориса Павловича. Причем подписать просили не только новинку — зрители приносили и прежние книги автора.
Поздравляем Бориса Голдовского и всех нас с выходом новой книги!
Купить и заказать с доставкой её можно на сайте издательства «Артист. Режиссер. Театр», в книжных магазинах «Москва» и «Подписные издания».